ПЯТАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 23.04.2018

25 апреля 2018 г. (10.30-16.00) конференция проводится в школе №1582 (адрес: м. «Южная», ул. Кировоградская, 18 к.4)

СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В настоящем художественном произведении — стихотворении, драме, картине, песне, симфонии — нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения, точно так же, как нельзя не нарушить жизни органического существа, если вынуть один орган из своего места и вставить в другое.

...Нужны люди, которые показали бы бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателем в том бесчисленном лабиринте сцеплений, в котором состоит сущность искусства, и по тем законам, которые служат основанием этих сцеплений.

Лев Толстой

Меня как читателя, как философа затронуло прежде всего одно: акт чтения как жизненный акт (и уравнение этого интеллектуального акта с «чтением» смысла любой другой судьбоносной встречи, будь то встреча с цветами боярышника или с несчастной любовью). Слишком часто литературу рассматривают как совершенно внешнее дополнение к жизни, как некую область украшения и развлечения, вынесенную отдельно за пределы нормального процесса жизни и «артистами» обеспечиваемую, или как готовое поучение и вмешательство извне, специально реализуемое этакими «людоведами и душелюбами», хранителями и носителями правды, своего рода «теоретиками-поверенными» мироустроительного Провидения; т.е. литература нас или развлекает и уносит куда-то в сказочный мир «эстетических» наслаждений, или учит, она – или «искусство для искусства», проявление чистого артистизма, или социально, нравственно и идейно ангажирована. Но в обоих случаях произведения (как и их авторы) – вещь, готовая сущность, и не выделяется специфический литературный факт (или эффект литературы) как таковой, труд слова, с его последствиями и производимыми действиями в контуре, жизнью принимаемом (как и в людях, которые на этот труд осмеливаются, поскольку «жизнь их решается…»). И нам никуда не уйти от фетишизма и идолопоклонничества. И можно бесконечно спорить, не лучше ли реального воображаемый мир выдумки и литературного предания. Иными словами: или человек убегает посредством книг от действительности, или книги дают ему путь в ней, известный кому-то за него и вместо него и навязываемый ему извне «ради его же собственного блага», а он их пассивно потребляет.

Мераб Мамардашвили. «Литературная критика как акт чтения»

Программа конференции

Регламент: выступление с докладом – 15 минут; обсуждение доклада – 10 минут.

10.30 – 10.45. Открытие конференции. Приветствие организатора конференции, учителя литературы гимназии № 1582 Юлии Сергеевны Моревой. Приветственное слово научного куратора конференции Сергея Петровича Лавлинского, доцента кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ.

10.45 – 12.00 Презентация докладов и их обсуждение

Председатель – Сергей Петрович Лавлинский, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ, научный куратор конференции.

Мария Бодрова, 10 класс школы №1582. Критерии выбора художественной литературы для обязательного изучения в школе: как формировался школьный канон.

Даниела Журавлева, 10 класс школы №810. Образ моря в мировой литературе: горизонты моря, литературоведения и психологии.

Юлия Сергеевна Морева, учитель литературы школы №1582. В разных временах и пространствах: опыт чтения романов Евгения Водолазкина «Лавр» и Марио ВаргасаЛьосы «Скромный герой».

12.00 – 12.20. Обед.

12.20 – 14.00. Презентация докладов и их обсуждение.

Председатель – Юлия Сергеевна Морева, учитель литературы школы №1582, аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.

Сергей Петрович Лавлинский. Произведение и "горизонт ожиданий" читателя: опыт коллективного чтения.

Регина Францкевич,10 класс школы №1582. Проблема экранизации литературного произведения: «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева и одноименный фильм С.Снежкина.

Варвара Ильичева, 1 курс ИФИ РГГУ. Фильм"Два капитана 2" Сергея Дебижева: мистификация истории.

Ольга Рывкина, Виктория Косенко, магистранты ИФИ РГГУ. Ментальные деформации в пространстве масс-медиа: визуальная поэтика сериала "Черное зеркало".

14.00 – 14.20. Итоговая рефлексия.

14.30 – 15.30. Киноклуб.

15.30. Закрытие конференции. Подведение итогов.