Новые лекции по литературе в новом учебном году 12.09.2018

В новом учебном году вас ждет новое увлекательное путешествие в мир литературы.

Дорогие школьники!

В этом году в нашей школе пройдут два авторских цикла лекций по литературе для всех любителей чтения.

Первый - "Нобелевская премия", посвященный лауреатам этой премии и их произведениям. Речь пойдет о биографии писателей-лауреатов, их главных произведениях, а также об обстоятельствах присуждения им премии.

Второй цикл лекций - "Поэт и книга"; в центре внимания цикла - стихотворные сборники, которые издавали русские поэты разных эпох.

Оба цикла могут быть интересны всем, кто любит читать и увлекается литературой и литературным процессом, и полезны тем, кто собирается сдавать экзамен по литературе.

Лектор - Юлия Сергеевна Морева, учитель литературы, аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.

Лекции каждого из циклов будут проходить раз в месяц. Можно посещать любой заинтересовавший цикл или оба.

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ»

Лекции подготовлены Юлией Сергеевной Моревой, учителем литературы, аспиранткой кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.

Пояснительная записка к циклу лекций.Присуждение Нобелевской премии в области литературы – важнейшее событие в мире культуры, высочайшая награда, которой может быть удостоен писатель. Лауреаты Нобелевской премии становятся, фактически, прижизненными классиками, мастерство которых признается на мировом уровне. Кроме того, присуждение Нобелевской премии часто отражает не только актуальные литературные тенденции, но и важные социокультурные изменения в обществе. Нобелевская премия была присуждена отечественным писателям 5 раз – И.А. Бунину, Б.Л. Пастернаку, М.А. Шолохову, А.И. Солженицыну и И.А. Бродскому (на момент присуждения он был уже гражданином США). В курсе школьной литературы присутствуют некоторые произведения этих писателей, в то время как о лауреатах Нобелевской премии из других стран и их произведениях ничего не говорится; зачастую школьники вообще не знают имен этих замечательных писателей, признанных мастеров литературного творчества. Цикл лекций о Нобелевской премии и ее лауреатах был составлен именно с целью восполнить этот пробел.

Цель курса: познакомить слушателей с историей Нобелевской премии в области литературы, критериями и процедурой ее присуждения, а также с биографией и творчеством ее лауреатов, оказавших существенное влияние на развитие мировой литературы; прояснить социокультурный контекст присуждения Нобелевской премии; ответить на читательские вопросы, связанные с пониманием отдельных текстов или литературной традиции.

Содержание цикла лекций:

  1. Вводная лекция. История Нобелевской премии по литературе и ее ключевые моменты. Критерии присуждения Нобелевской премии и лауреаты.
  2. Сельма Лагерлеф, 1909 год, Швеция. Обоснование: «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения». Сборники новелл и сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  3. СигридУнсет, 1920 год, Норвегия. Обоснование: «За запоминающееся описание скандинавского средневековья». Роман «Кристин, дочь Лавранса».
  4. Уильям Фолкнер, 1949 год, США. Обоснование: «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа». Роман «Шум и ярость».
  5. Борис Пастернак, 1958 год, СССР. Обоснование: «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Роман «Доктор Живаго».
  6. Ясунари Кавабата, 1968 год, Япония. Обоснование: «За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания». Роман «Стон горы».
  7. Сэмюэл Беккет, 1969 год, Ирландия. Обоснование: «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом». Пьеса «В ожидании Годо».
  8. Габриэль Гарсия Маркес, 1982 год, Колумбия. Обоснование: «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Роман «Сто лет одиночества».
  9. Кадзуо Исигуро, 2017, Великобритания. Обоснование: «Который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром». Роман «Погребенный великан».

Формат занятий подразумевает две части: первая часть – лекция, в ходе которой даётся историко-литературный материал: биографии авторов, обстоятельства присуждения им Нобелевской премии, выделяются основные художественные особенности произведений Нобелевских лауреатов, читаются и комментируются отдельные фрагменты произведений, демонстрируются фотографии, фрагменты фильмов или театральных постановок; вторая часть – диалог со слушателями, ответы на вопросы аудитории. В ходе лекций могут привлекаться также произведения, не указанные в названии занятия, но имеющие отношение к обсуждаемым вопросам. Длительность занятия зависит от активности участников обсуждения во второй части, но ориентировочно это 45-60 минут лекции + 20-30 минут обсуждения. Занятия проходят раз в месяц, по одной лекции на один учебный месяц. На каждом занятии слушателям даётся печатный материал по проблематике лекции.

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПОЭТ И ЕГО КНИГА»

Пояснительная записка к циклу лекций. В разные литературные эпохи заметно стремление поэтов к объединению собственных текстов вразного рода ансамбли – от энциклопедичного «Вертограда многоцветного» Симеона Полоцкого до «книг стихов» русских символистов. В конце 19 – начале 20 века поэтические книги становятся основной формой бытования стихотворного текста. Необходимо понимать, что такие ансамбли не всегда представляют собой лишь случайную подборку текстов: зачастую это именно результат творческой рефлексии поэта, художественное целое. Только при последовательном чтении поэтической книги возможно отчетливое представление о художественных задачах поэта, ключевых темах и мотивах. Изучением циклических образований в лирике занимается цикловедение: в основе предлагаемых лекций лежит именно цикловедческий подход к поэтическому тексту. Несмотря на то, что на уроках литературы упоминаются те или иные поэтические ансамбли, чаще детальному анализу подвергаются лишь отдельные стихотворения. Это не позволяет читателю понять авторский замысел, которым и было обосновано желание поэта отобрать стихотворения и объединить их в определенной последовательности. Лекции могут служить дополнением к обычным урокам литературы, на которых заходит речь о поэзии.

Целью цикла лекций становится изучение ряда поэтических книг, значимых для русской литературы, именно как частных проявлений феномена лирической циклизации, знакомство слушателей с основными книготворческими стратегиями различных эпох и принципами интертекстуального анализа.

Содержание цикла лекций:

  1. Вводная лекция. Поэт и книга. Феномен лирической циклизации. Основные понятия и проблемы.
  2. А.С. Пушкин и его поэтические сборники. Поэтические книги первой половины XIXвека.
  3. А.А. Фет и его «Вечерние огни»
  4. Русские символисты и «книга стихов». Опыты В.Брюсова, А.Белого, А.Блока. Иннокентий Анненский и его «Кипарисовый ларец»
  5. Марина Цветаева и ее ранние книги («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь» и «Из двух книг»).
  6. Н. Гумилев и Анна Ахматова и их поэтические книги.
  7. Традиция футуристической книги.«Я!» В.Маяковского и «Флейта Марсия» Б.Лившица
  8. Игорь Северянин и его «Громокипящий кубок»
  9. Иосиф Бродский и его «Часть речи»

Формат занятий подразумевает две части: первая часть – лекция, в ходе которой даётся историко-литературный материал: сведения о работе поэта над книгой (в том числе с привлечением мемуаров, биографий, дневниковых записей и переписки), обстоятельства ее публикации, отклик публики, значение книги для русской литературы, а также выявление ключевых особенностей книги, касающихся ее композиции, заглавия, тематико-мотивного комплекса, стилистики, метрики, жанрового репертуара; вторая часть – диалог со слушателями, ответы на вопросы аудитории. В ходе лекций могут привлекаться также произведения, не указанные в названии занятия, но имеющие отношение к обсуждаемым вопросам. Длительность занятия зависит от активности участников обсуждения во второй части, но ориентировочно это 45-60 минут лекции + 20-30 минут обсуждения. Занятия проходят раз в месяц, по одной лекции на один учебный месяц. На каждом занятии слушателям даётся печатный материал по проблематике лекции.

Циклы лекций ориентированы на широкую аудиторию и адресованы всем любителям чтения, а также учащимся профильных филологических классов.